Существует расхожая фраза «не бывает плохого PR». К сожалению, ее слишком часто воспринимают как руководство к действию, и теряют не только репутацию, но и деньги, положение, а порой и свободу. Давайте разбираться почему так происходит.
Опытный специалист может возразить уже на этом этапе и привести ряд примеров, в которых негативный PR фон позволял быстро создать известность человеку или компании. Следовательно, в короткой перспективе любой PR хороший, даже если он «черный». И хотя в этих словах есть некоторая доля правды, все же не стоит пытаться выстраивать PR через негатив. При более детальном изучении, мы обнаружим, что в долгосрочной перспективе происходит одно из двух: «черный» PR разрушил репутацию, либо после небольшой порции скандалов, проведена большая работа, чтобы поймать волну обсуждения и перевести ее в положительное русло.
То есть вы можете воспользоваться моментом известности, и на этой волне создать нужный имидж, но это потребует большого количества работы, отменной удачи и сработает только с теми, кого не знают, или давно забыли. Другими словами, если речь про уже существующий и активно действующий бренд, негативный фон будет только вредить. Конечно, не стоит переоценивать его влияние, и посыпать голову пеплом по случаю каждой негативной публикации в заштатной газете. Но игнорировать негатив не стоит, и уж тем более не стоит в него ударяться.
С последним есть проблема, особенно в шоу бизнесе. У людей этой сферы встречается навязчивая потребность вызывать интерес к своей персоне. В отличие от продуманной стратегии продвижения, это приводит к разного рода глупым поступкам, наподобие «слитых» в сеть обнаженных фото, фейковых романов, сжигания денег на камеру и совершения разного рода нарушений — начиная от хамского поведения и заканчивая опасным вождением. Подобные действия, хоть и заполняют СМИ и интернет упоминаниями персоны, при этом не помогают имиджу этого человека, а напротив разрушают доверие и создают негативное отношение.
Самая гремучая смесь, это когда непреодолимое желание быть интересным любыми способами совмещается с глупым представление о том, что «плохой PR тоже PR». В результате появляются кейсы типа Моргенштерна. И дело не в том, что про него забудут через пару месяце после последнего скандала, как и про большинство эстрадных деятелей прошлого. Дело в том, что, когда репутация выстроена исключительно в негативном ключе, рано или поздно это заканчивается потерей всего. Сейчас Алишер вынужден уехать из страны, он по факту потерял основной источник дохода (концерты и рекламные контракты), и если что-то глобально не изменится в его имидже — через несколько месяцев потеряет всю свою аудиторию. Про него просто забудут. А вынужден он уехать потому, что имидж у него очень плохой, и в глазах общества он является нежелательным элементом. Все остальные его проблемы — лишь следствие.
Похожая история произошла с блогером Эдвардом Биллом, который «хайпил» на провокационных видео, и потом пытался выровнять свою репутацию показной благотворительностью. И да, благотворительность можно использовать, чтобы загладить какие-то негативные истории, но это работает один-два раза. Когда же негативный фон существует постоянно, никакая благотворительность не поможет. Причем дело не во вселенской справедливости, или институте репутации. Нет. Дело в том, как будут воспринимать человека в обществе.
Эдвард Билл создал себе четкий образ для большинства аудитории YouTube: мерзкий хам, мажор, обманщик. И когда он попал в очередную серьезную аварию, уже будучи лишенным водительских прав, его «догнала» эта репутация и это отношение к нему. В итоге парень потерял весь свой медийный капитал и вряд ли сможет его восстановить.
Философ Л. Рон Хаббард отмечал в своих работах, что для успеха в жизни необходимо, в том числе, думать о будущем. Может показаться чем-то очевидным, но этим советом слишком часто пренебрегают. Когда вы развиваете бренд, жизненно необходимо думать о том, как ваши действия отразятся на репутации через год, два или десять. Если с полным пониманием последствий, и после просчета всех рисков вы можете использовать негативный PR на пользу своему бренду — отлично! Если вы не уверены в успехе подобных предприятий, стоит сосредоточиться на проверенных стандартных действиях по развитию бренда.
Возможно старт будет медленнее, но вы сможете выиграть в долгосрочной перспективе. А это значительно более ценно, чем сиюминутная выгода.
Общественная редакция в Омске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.