Освоение, воспроизводство и использование стратегических видов полезных ископаемых обсудили на экспертной сессии ПМЭФ-2024.
«Технологический уклад мира стремительно меняется. Поэтому приоритеты в развитии и освоении минерально-сырьевой базы перестраиваются на “высокотехнологичное сырье”. Причём перестраиваются во всём мире. Растёт спрос на батарейные металлы, металлы для производства проводников, водородной и солнечной энергетики. По данным международных и российских экспертов, к 2030 году кратно увеличится спрос на медь, графит, кобальт, а потребление лития увеличится в семь раз. Россия – мировой сырьевой лидер. Мы обеспечиваем 27 % мирового производства платиноидов, контролируем 22 % мировых запасов никеля, 13 % кобальта, 15 % титана, 12 % вольфрама, 9 % меди, значительные запасы редких земель и графита. И мы стремимся формировать максимально длинные цепочки их переработки, вплоть до выпуска конечной продукции», - прокомментировал министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов.
Россия – одна из немногих стран, которая обладает полной цепочкой переработки урана – от руды до топлива. Занимает второе место в мире по извлекаемым запасам калийных солей и второе – по объёму производства калийных удобрений. Прогноз поставок российских удобрений (в первую очередь калийных солей) составляет плюс 90 % к текущему уровню в течение ближайших 20 лет. А сырьевая база редкоземельных металлов может обеспечить текущее мировое потребление редкоземельных металлов на более чем 100 лет. Но, не смотря на то что по многим видам полезных ископаемых Россия является лидером, есть несколько видов, которые раньше было экономически выгодно экспортировать. Но не сейчас.
«Мы провели переоценку всего фонда месторождений стратегических видов полезных ископаемых, как распределённого, так и нераспределённого фонда. Это была колоссальная работа, мы ей занимались почти два года. Для каждого участка составлена технико-экономическая оценка, выявлены причины, почему месторождения не осваивались. И уже после этого проработали преференции и стимулы для компаний, чтобы они заинтересовались этими участками. Сейчас у нас готов перечень из 46 месторождений дефицитного сырья и составлен график лицензирования», – рассказал руководитель Федерального Агентства по недропользованию Евгений Петров.
Учитывая новые задачи в государственной системе недропользования, 70 % федеральных средств, которые заложены на геологоразведку твёрдых полезных ископаемых, уже переориентированы на поиск месторождений дефицитных полезных ископаемых. Работы в основном ведутся в Сибири и на Дальнем Востоке.
А для того, чтобы частные компании активизировали свои работы по критическому сырью, сокращены сроки оформления лицензий на пользование недрами в три раза. Совместно с Минпромторгом России подготовлен перечень продукции высокой степени передела, которая может быть получена из дефицитного сырья. В нём 310 позиций, и компании могут рассчитывать на дополнительные преференции от государства при организации полной переработки дефицитного сырья.
Источник изображения: news.myseldon.com