По результатам второго квартала 2020 года объем экспортных поставок российского золота в денежном эквиваленте превысил масштаб продаж за границу трубопроводного газа. К такому выводу пришли специалисты Федеральной таможенной службы страны и Центробанка РФ, утверждает «Профиль».
Рыночные игроки восприняли эту новость как сенсационную. Лишь за апрель и май нынешнего года отраслевые операторы России поставили на экспорт золото в объёме 66,4 тонны (на сумму в $3,58 млрд). За этот же период, соответственно статистике таможенного ведомства, «Газпром», имеющий статус монополиста-экспортёра газа по трубопроводным магистралям, реализовал за рубежом «голубое топливо» на $2,4 млрд. Согласно предварительной оценке, сделанной Банком России, за второй квартал 2020 года поставки трубопроводного газа за границу принесли России выручку в размере $3,5 млрд — это меньше, чем доходы от продажи золота на экспорт за двухмесячный срок.
Ситуация подобного рода является уникальной в новейшей истории России. В период с 1994 года газовые поставки приносили больший объём выручки, чем экспорт драгметалла. Значительный рост экспорта золота был зафиксирован после того, как от его покупки отказался Центробанк. С другой стороны, в апреле были изменены правила вывоза этого металла за границу — права аффинажных предприятий и добывающих операторов уравняли с банками в соответствии с правительственным постановлением. Данные компании, а также кредитные организации могут стать владельцами генеральных лицензий на продажу золота, при этом разовые разрешения выдаваться не будут. До этого у добывающих предприятий всегда была возможность поставлять золото на экспорт согласно лицензиям разового действия. Тем не менее такая возможность была не слишком востребована на массовом рынке, поскольку при реализации этой схемы поставщик должен самостоятельно организовать логистику. Кроме того, наращивается время зачисления средств за произведённое золото.
Упрощённый подход к поставкам золота за границу на самом деле себя оправдывает. Так, в условиях коллапсирующего углеводородного рынка на фоне распространения коронавирусной инфекции российский бизнес сумел найти дополнительный источник доходов в валюте. Тем не менее не все предприятия отрасли воспользовались возможностью экспортировать металл самостоятельно. К примеру, у одной из лидирующих компаний в золотодобывающей сфере — ПАО «Ксеньевский прииск», занимающей 25-ю позицию в профильном российском рейтинге, нашлись собственные причины рыночного и идеологического характера для того, чтоб отказаться от начала экспортных поставок.
По информации представителей предприятия, руководство прииска рассматривало данную возможность как один из потенциальных инструментов наращивания степени эффективности продаж, однако в итоге им не воспользовалось. Так, по словам Егора Литуева, генерального директора компании, она ориентируется лишь на российский внутренний рынок. Данная концепция является сильной стороной и по сути стратегией «Ксеньевского прииска», заявил он.
«Механизмы внутреннего рынка дают нам возможность не обращать внимание на потенциал экспорта. Мы разбираемся в схемах реализации золота в РФ досконально, это и является нашим «ноу-хау». Компания располагает планами разработки залежей в России, мы смотрим на перспективу, потому коммерческая выгода на кратковременной основе — не приоритет для нашей компании. Прибыль приходит тогда, когда она рассчитывается с предельной точностью», — заверил глава «Ксеньевского прииска».
Отмечается также, что актуальная ситуация в макроэкономическом секторе, а именно наращивание стоимости тройской унции в долларах США вместе с ослаблением рубля, приводит к увеличению цен на золото в российской национальной валюте. В сложившейся обстановке продажа металла за рубли на рынке России целесообразнее с экономической точки зрения сравнительно с возможностью поставок за доллары за рубеж. В соответствии с законодательством операторы экспорта должны производить конвертацию значительного объёма доходов в рубли. Вследствие этого снижается показатель эффективности сохранения долларовых активов, сокращается вероятность получения дополнительного заработка на конвертации в те моменты, когда это по максимуму может быть выгодно предприятию. Выходит, что для налаживания оптимальной экспортной схемы нужно провести структуризацию всей цепочки продаж с целью сокращения налоговых платежей. Речь идёт о снижении налоговой базы в РФ. Такой рыночный алгоритм всё же не соответствует идеологии, которой придерживается «Ксеньевский прииск».
«Рыночная тактика такого рода противоречит принципам, принятым акционерами и основными владельцами нашего предприятия. Причины такой позиции достаточно просты — у собственников компании отсутствуют интересы за границей. Также нужно помнить, что вывод активов за пределы российского государства не совпадает со стратегией работы на благо своей страны», — подчеркнул Литуев.
Впрочем, обновлённая практика экспортных поставок драгметалла вряд ли окажется опасной для золотовалютных запасов России. По информации представителей Центробанка, количество запасённого золота достигает 2,3 тыс. тонн (на $130,8 млрд), что составляет 23% от суммарного количества резервов в стране. Данный показатель оказался самым высоким в сравнении с уровнями, достигнутыми финансовыми регуляторами других государств. При этом объёмы извлечения драгоценного металла в России продолжают увеличиваться. Масштаб производства золота составил в 2019 году 343,5 тонны — это дополнительно 9,3% к уровню, достигнутому годом ранее.
«Внешнеэкономические условия в сегменте продажи золота не являются препятствием для того, чтобы такие предприятия, как наше, продолжали придерживаться своей стратегии. Нужно понимать, что наращивание спроса и высокая стоимость золота делают достаточно рентабельной даже разработку бедных месторождений. Такая ситуация позволит некоторым операторам рынка воспользоваться выгодной конъюнктурой и освоить низкоперспективные площадки, получив при этом положительную рентабельность», — проинформировал Егор Литуев.
Впрочем, в настоящее время непросто определить, какая именно стратегия продаж драгметалла станет приоритетной на рынке России. Риски глобального характера в части инфляции евро из-за позиции регулятора ЕС увеличились. Цена на фьючерс становится непрогнозируемой, с другой стороны, эмитент доллара лишает эту валюту потенциала, причём сознательно. Роль гарантирующего и наиболее привлекательного актива сохранило за собой только золото. Инвестбанки придерживаются верной линии, издавая рекомендации вкладывать средства именно в этот драгметалл. В ситуации, связанной с увеличением степени недоверия к доллару как к инструменту для инвестиций, золото исполняет роль фактора хеджирования рисков, а также обретает статус расчётной единицы.
Общественная редакция в Омске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.