10:31
+14 C°
Пробки:   3 балла
$
66.8757
76.1848

Что бьет по книжному бизнесу в России

5 апреля 2017 года
381
Что бьет по книжному бизнесу в России
На выходных в Подмосковье прошел главный слет фантастов в России – РосКон 2017. На его примере весьма отчетливо видно причины проблем книжного рынка. Причем не только отечественной фантастики.

Сказать по правде, книжный бизнес в России переживает не лучшие времена. Возьмите хотя бы международную книжную выставку-ярмарку 2016 в Москве – стендов было чуть ли не в 2 раза меньше, чем в 2014. Посмотрите на тиражи даже известных авторов – 15 000 экземпляров уже считается удачно проданной книгой! А ведь еще 10 лет назад тиражом в 30 000 экземпляров никто бы и не подумал хвастаться.

И, если мы говорим о бизнесе, вы наверняка уже посчитали, что при цене книги в магазине в 350-400 рублей (а отпускная цена на 40% ниже), на таких тиражах особо не заработаешь.

Конечно, можно найти обычные проблемы в этом бизнесе, которые встречаются в любой другой сфере. Где-то хромает наем персонала, где-то его подготовка, где-то редакторы и типографии дают маху. Но есть одна область бизнеса, которая напрочь отсутствует в отечественном издательском деле. Точнее она вроде бы есть, но работает ужасно.

Это маркетинг, продажи и работа с постоянными клиентами.

Когда вы последний раз участвовали в опросе по книгам? А ведь это первая часть маркетинга! Сначала проводятся опросы, потому уже делается все остальное. Посмотрите, что издают издательства и как они это делают – в основном издают то, что «уже покупают». Получается, что новичкам в этом деле не место – их же не покупают.

Тут стоит отметить, что маркетолог или продавец, который может продать только то, что уже продается – это не маркетолог и не продавец. В первую очередь потому, что если он идет в фарватере трендов, то он не знает что продается! Он думает, что продается писатель, или серия, или жанр. Но так ли это? Возможно, для читателя решающим фактором при покупке книги стала обложка, или большое количество боевых сцен, или постельные сцены, или внутренний мир героя.

Функция маркетинга, как ее довольно точно описал классик менеджмента Л. Рон Хаббард «формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает подготовить продукт, доставить на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимального отклика».


То есть в идеале это должно выглядеть так – редактор приносит книгу маркетологу, и говорит «Это отличная книга! Мы ее берем». Маркетолог просматривает книгу, берет результаты опросов по этому жанру (например, боевая фантастика), видит, что боевую фантастику любят (к примеру) за хорошие драки, описание оружие, присутствие женщин, которых добивается главный герой. Тогда этот маркетолог отправляет дизайнеру задание, в котором указывает, что главный герой описан на такой-то странице, действие происходит в будущем, на обложке должен быть главный герой с крутым оружием, на фоне должна быть девушка, которую он защищает и все это должно быть довольно ярко.

Он одобряет финальный макет, определяет по результатам других опросов и исследований идеальное время для презентации книги фанатам боевой фантастики, лучший магазин для этого (или выставку), организует мероприятие, подключает отдел PR, который приводит туда соответствующих журналистов. После этого он договаривается с магазинами о соответствующей выкладке этого товара, организует тур по основным городам страны для автора, и вуоля – издательство продает хороший тираж.

Но происходит все совсем иначе. Есть некоторый карго-культ в издательствах, где известных писателей возят на выставки и презентации, на обложки лепят оружие и девушек (порой полуобнаженных), и выжимают из авторов продолжение тех циклов книг, которые продавались раньше. Почему карго-культ? Потому что нет опросов и понимания ситуации. Это делается просто потому что «надо» и делается довольно топорно.

Почему РосКон был показательным? Потому что на нем не было вручено ни одной стоящей награды за дебют. Если же посмотреть тиражи книг, которые получили награды, то становится очень грустно – 7000 экземпляров по сегодняшним меркам – это хороший тираж. И авторы, которые еще 7 лет назад ходили с гордым видом и уверенность в глазах, сегодня сникли, и либо стали много пить, либо активно ищут способы заработать.

В защиту маркетологов крупных издательств можно сказать две вещи. Первая – их порой очень мало, а издают разных книг очень много. И получается, что одному маркетологу нужно вести по 30-40 книг одновременно. Делать это качественно невозможно в силу таких естественных причин, как время в сутках. По этому, даже самые профессиональные из знакомых мне маркетологов российского книжного бизнеса успевают хорошо проработать лишь небольшой объем авторов, которые, как правило, являются топовыми. Тут нужно пересматривать строение данных отделов в принципе и делать довольно жесткую сегментацию: этот маркетолог занимается новичками, этот средними авторами, эти 3 маркетолога занимаются вот этими 10 топовыми авторами и только ими. А руководитель отдела проводит общий надзор и коррекцию.

Опять же – почему бы не издавать меньше шлака, но сосредоточить усилия на увеличении продаж стоящих книг? Это же выгоднее.

Второй момент – это точка зрения авторов, что они творцы и больше они ничего делать не должны. Это наследие советских времен, и это одна из негативных частей этого наследия. Когда писатель сидел на окладе + премия за напечатанную книгу, в условиях плановой экономики, ему нужно было только писать книги и уметь договариваться с Союзом Писателей. Но в последние 25 лет ситуация сильно изменилась. Союз писателей больше не платит оклады, экономика теперь не плановая, а капиталистическая и чтобы деньги появлялись, их нужно заработать. Так вот, автор должен принимать в этом хотя бы минимальное участие – общаться с аудиторией, уметь быть с ней в контакте и продвигать себя.

И в этом плане приятно видеть, что появляется поколение новых авторов. Это молодые ребята, жадные до знаний и с огоньком в глазах. Приезжая на слет фантастов, они не ждут банкета, чтобы на нем выпить, а ищут новые контакты, записывают видео интервью и решают вопросы издания своих книг и их продвижения. Их социальные сети наполнены жизнью и сообщениями. Пусть не всегда идеально выверенными, но зато живыми и постоянными, что для рядового читателя порой даже важнее.

Но им тяжело, потому что в издательствах все еще сидят маркетологи, которые хотят продавать старых уже не продающихся авторов, которые не умеют и не хотят проводить массовые опросы, не используют правильные «кнопки» в обложках и названиях, и не умеют выстраивать рекламные кампании.

Интересно, но в такой же ситуации были американские писатели 30-х годов ХХ века. Надо было либо очень много писать и очень активно работать с аудиторией (это все при условии хороших текстов), либо шансов заниматься этим профессионально не было вообще. Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Роджер Желязны, Айзек Азимов – все они писали тонны страниц текстов! В противном случае они не смогли бы выжить в принципе.

Тот же Рон Хаббард, был очень показательным примером из этой плеяды авторов. Первоначальная известность пришла к нему благодаря очень живым и ярким рассказам в жанрах фентези, мистики, детектива и вестерна, которые он писал по несколько штук в месяц. Позже к этому добавилась крупная форма и фантастика. Так вот, в статье «Фабрика рукописей» Хаббард говорит о том, что писатель должен не только писать книги, но быть для самого себя еще и рекламным отделом, осуществлять связи с общественностью, контроль качества и решать вопросы сбыта своей продукции. И только в этом случае у него есть шанс хоть куда-то пробиться.

В русской литературе сегодня все очень похоже – нужно очень активно общаться с аудиторией, создавая ее для себя самостоятельно. В идеале, научиться монетизировать данный процесс самому (через разные сервисы в интернете), и тогда уже идти в издательство со своей книгой. Но, опять же – попав в издательство, работать над продвижением и рекламой нужно будет не меньше, так как, к сожалению, сегодня с продажей книг вам в издательстве особо не помогут.

Будем надеяться, что скоро что-то поменяется, и издательства смогут не только публиковать достойные книги, но и обеспечивать нормальный заработок стоящим писателям. В принципе не так уж и много для этого нужно.

Артём Кузнецов

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Пора переезжать из России, чтобы дожить до пенсии?
1 августа 2018 года
1299
В связи с обсуждением повышения пенсионного возраста до уровня выше, чем средняя продолжительность жизни населения России, возникают самые разные неприятные мысли. В том числе — куда переехать, чтобы дожить до ...
Криптовалюты — новая эра или способ потерять деньги?
19 июля 2018 года
1304
Криптовалюты ворвались в нашу жизнь несколько лет назад и за последнее время стали общественно значимым явлением. Кто-то все еще относится к ним с настороженностью, а кто-то сделал на них уже миллионы реальных ...
Благотворительность как вложение средств
3 мая 2018 года
1655
Про благотворительность существует множество разных мифов. И один из них – что благотворительность для тех, кому некуда девать деньги. Тем временем, благотворительность это очень важное и теоретически крайне ...
Стоит ли винить в падении прибыли Lego нового СЕО?
7 марта 2018 года
1605
По сообщению датского производителя игрушек «Lego» годовая выручка компании по итогам 2017 года уменьшилась на 8% — до $5,8 млрд. Операционная прибыль сократилась на 16%. Это первое падение прибыли у компании ...
Подводные камни PR (ч.1)
13 февраля 2018 года
1447
В PR, как и в любой другой профессии, есть подводные камни. Часть незначительны и видны при первом же погружении в профессию. Но есть некоторые весьма коварные, которые стоит выделить отдельно. О них и ...

Последние новости

Смотреть все
В Омске на мебель для театра «Галерка» потратят 6,5 млн рублей
20 августа 2018 года
114
В Омске для нового здания театра «Галерка», расположенного на улице Богдана Хмельницкого, приобретут мебель. Максимальная стоимость контракта составляет 6,5 млн рублей. Информация о тендере, проводимом компанией «Омскоблстройзаказчик», появилась на ...
Эксперты: Осенью Россия столкнется со второй волной топливного кризиса
20 августа 2018 года
161
В России осенью может начаться вторая волна топливного кризиса, с которым страна столкнулась в мае 2018 года. Ситуацию на рынке прокомментировали эксперты, знакомые с нефтегазовой отраслью. Согласно данным Росстата, к середине августа стоимость ...
«Оша» может возобновить выпуск водки в Омске
19 августа 2018 года
314
Ликероводочный завод «Оша» может возобновить производство водки в Омске. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, предприятие готово работать, но с использованием чужого спирта. Сведения предоставили в Росалкогольрегулировании. 19 июля у ...
В России реальные зарплаты упали на 7,3%
19 августа 2018 года
347
В России в июле реальные зарплаты населения по сравнению с предшествующими месяцами сократились на 7,3%. Мониторинг рынка провели эксперты Росстата. Под реальными зарплатами эксперты понимают количество благ, получаемых народом за средства, ...
Омская налоговая требует признать банкротом «Сибмост-Стройпроект»
18 августа 2018 года
441
Налоговая Омска через суд намерена добиться признания строительной фирмы «Сибмост-Стройпроект» банкротом. Организация была задействована в возведении транспортной развязки на перекрёстке улиц Хабаровская и 15-я Рабочая. Ведомство полагает, что ...
Следуйте за нами