21:40
+2 C°
Пробки:   1
$
64.0688
72.2440

Отличайся – или умри! Позиционирование небольших компаний

8 декабря 2016 года
620
Отличайся – или умри! Позиционирование небольших компаний
Сегодня можно с уверенностью сказать, что наступила эра глобализации. Автомобильные компании укрупняются, банки сливаются в большие объединения. Товары стали похожи друг на друга как близнецы братья. Всего десять лет, назад я мог практически сразу сказать, к какой категории относится электроинструмент по внешнему виду и названию марки. Сейчас, если убрать наклейку и убрать фирменный цвет отличить инструменты очень сложно. Т.е. нужно поработать некоторое время, что бы иметь какое либо мнение о том или другом инструменте. Во весь рост стала проблема выбора. Тут речь идет уже не о том, чтобы купить лучшее, а просто не потратить зря деньги, купив не качественную вещь.

Задача маркетолога состоит в том, чтобы покупатель мог отличить ваш товар от других, и узнать, что он достаточно качественен. Эти действия и называются позиционированием. Наиболее полно об этом сказал выдающийся американский маркетолог Л. Рон Хаббард: «Позиция – это место в чьём-либо разуме или в чьей-либо жизни, куда вы «помещаете» продукт посредством соотнесения его с другими продуктами».

Можно представить «позицию, как размещение на лестнице, которая находится в голове у потребителя. Она может быть короткой – памперсы Проктор энд Гэмбл и все остальные. Может быть довольно длинной - электроинструмент Хилти, Метабо, Хитачи, Бош, Макита, Дэволт и т.д. Этой лестницы может и не быть вообще. Картошка просто красивая и вкусная, все равно где и кто ее растил. Несложно придумать позицию, если у вас какой-то уникальный продукт. Тогда в рекламное сообщение будет звучать примерно так, купи такой-то, продукт и получи выгоду, которую может предоставить только такой уникальный продукт. Хорошо, а если речь идет о чем-то более простом, например, салфетки. Никакие «нано технологии» тут не помогут. Это простой и недорогой товар. А отличаться как-то нужно. Тут придется поломать голову.

Сначала посмотрим случай, когда товар однородный цемент, картошка, бананы и нет лестницы товара в голове у потребителя.

1. Идентификация. В Киеве есть множество цементных заводов, но только один из них стал клеить на свои бетоновозы наклейки с надписью «Бетон от Ковальской», и таким образом отличаться от других. На протяжении многих лет продвигался этот бренд. В результате, он занял место лидера на рынке Киева и Киевской области. Сейчас, когда хотят похвалить говорят: « Бетон не хуже чем у Ковальской». На сегодняшний день наклейки клеят многие заводы. Но бренд уже застолбил номер один на рынке бетона и бетонных изделий.

2. Персонификация. Недавно ездил на оптовый рынок закупать на зиму картошку. Приобрел картошку в мешках с логотипом «Ферма Пасынюк» и напечатанным сайтом этого фермера. Не знаю, кто такой этот Пасынюк, но продавец с гордостью утверждал, что картошка самая вкусная. При одинаковой цене, выбрал картошку, где можно в случае с проблемами написать хотя бы комментарии. В общем, не разочаровался. В следующий раз буду брать такую же картошку.

3. Создание нового продукта или придумывание его. Граждане Таджикистана в Москве продают дыни Амал. У одного из торговцев были дыни Амал в полтора два раза крупнее, видимо, удачная бахча (место, где выращивают дыни или арбузы). И он начал их продавать уже как другой сорт дынь. Название сейчас не воспроизведу. Но вижу, уже третий год подряд он продает эти дыни. Они стоят процентов на 10-15 дороже, чем обычные дыни, и покупатели уже спрашивают именно этот сорт. Вместо того чтобы назвать крупный Амал или большой Амал. Этот торговец создал новый продукт.

4. Смена названия. Этот случай прекрасно описан в книге Джека Траута «Дифференцируйся или умри». Китайский крыжовник в переводе означает гусиная ягода. Звучит не очень аппетитно. После того как его переименовали в киви, его продажи начали стремительно расти.

Давайте отложим позиционирование продукта в сторону и попробуем позиционировать компанию. Если у потребителя есть лестница компаний в голове, то нет проблем. Вы выбираете позицию (противопоставления, второй, но работает вдвое больше и т.п.) и разрабатываем стратегию, дальше не будем даже рассматривать, масса случаев рассмотрена в литературе. Хорошо, а если вы не владелец транснациональной корпорации. Вас вообще видно только в пределах одного города, и продаете вы приблизительно такой же ассортимент, как и остальные небольшие компании. Но позиционировать себя как-то нужно. Иначе потребитель не будет четко отличать вашу компанию, и бизнес будет «велосипедным» (нужно постоянно нажимать на педали иначе не будет двигаться). Компания будете одной из многих. И ваши покупатели, без проблем, уйдут к конкурентам, если предложат условия лучше. Вот тут опять в дело вступают опросы. Вы задаете вопросы своим потребителям, что для них важно. Не расстраивайтесь, если не получается с первого раза. Проработайте с вопросами. После того как вы получите результат, посмотрите сайты конкурентов, что они предлагают. Включено ли в их предложении эти моменты. Если не включены эти моменты, или упомянуты вскользь, то на основании этого можно позиционировать собственную компанию.

Под Екатеринбургом в районом городке было шесть компаний торгующих строительными материалами. Цены и материал приблизительно одинаковые. Один из владельцев решил, как-то дифференцироваться от других компаний. Он долго общался с покупателями на тему, что для них важно при покупке стройматериалов. Но все характеристики были и у фирм, конкурентов (ассортимент, цена, качество). Пока он не услышал (на самом деле об этом говорили не один раз, но как то внимание не заостряли), что хорошо бы можно было загрузиться после 18.00. Он решил, выделится тем, что у него в компании можно будет, загрузится на складе до 22.00, а если и перезвонят то и до 23.00. Да ему пришлось нанять еще одного кладовщика. Один до обеда, другой после. Он потратил деньги на рассылку всем строительным организациям, что его склад работает допоздна. Теперь, когда нужно было завезти материал вечером, вопрос о том, где его приобрести не стоял. Потом другие компании стали также вводить такую же услугу. Но поскольку все привыкли к тому, что вечером едут к тому, кто первый предложил эту услугу, то компании отказались от второго кладовщика. Слишком мало заказов, не окупалась зарплата дополнительного сотрудника. Так и осталась эта компания с вечерней загрузкой.

Еще один важный момент в позиционировании. Если вы определились с позицией, вам нужно ее придерживаться на протяжении многих лет. Не стоит «творчески» перерабатывать рекламу. Можете вносить изменения в дизайн, но главная мысль и позиция должна оставаться неизменной. Творчество в пределах жестко очерченного коридора, иначе вы рискуете опять стать безликой организацией.

Александр Довженко,
«Мастерская по ремонту бизнеса DarCenter»
https://www.facebook.com/darcenterremont/

 

Раздел: Экономика

Новости по теме

Смотреть все
Президент Pro-Vision снова войдет в состав Экспертного совета премии «Серебряный Лучник»
31 октября 2018
1499
Президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов вновь делегирован в Экспертный совет Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». В этом году он выступает в
Два продавца. Продажи падают.
31 августа 2018
1378
Мы с супругой организовали рекламное издание и через некоторое время познакомились с работами известного американского специалиста по управлению Л. Роном Хаббарддом. В частности, с его письмами о сост
Главные PR события сентября
31 августа 2018
1414
Сентябрь это всегда интересный в плане PR месяц, ведь люди возвращаются из отпусков и входят в рабочий ритм. А значит, есть смысл устраивать крупные собрания и мероприятия, которые, по сути, и являютс
Чем опасен кризис доверия к авторитетам?
23 августа 2018
1459
Последние исследования, проведенные в США, показали, что в столице демократии и капитализма наступил глобальный кризис доверия к руководителям, бизнесменам и другим «лидерам мнений». Почему это чертов

Последние новости

Смотреть все
Индекс деловой активности ГлобалМедиа PMI, март 2019
17 апреля 2019
2977
По результатам проведённого анализа состояния индекса деловой активности в сфере услуг Российской Федерации (ГлобалМедиа PMI),  в марте аналитики вычислили небольшой рост индикатора 51,2%, в срав
Около 17 000 школьников смогут отдохнуть в лагерях Омской области
20 апреля 2019
232
В летний период времени в лагерях Омска смогут отдохнуть 17 000 школьников. По словам представителей местной администрации, уже с 29 мая дети смогут приятно проводить время, именно с этого времен
Фонд защиты прав дольщиков собрал около 19 миллиардов рублей
20 апреля 2019
218
Фонд защиты прав граждан, которые являются участниками долевого строительства, на сегодняшний день уже собрал порядка 19 миллиардов рублей. Сведения огласил Алексей Ниденс, занимающий пост управл
Бурков и Миллер обсудили газификацию Омской области до 2025 года
19 апреля 2019
501
Губернатор Александр Бурков обсудил с главой «Газпрома» Алексеем Миллером газификацию Омской области. Объем инвестиций определен в размере 1,1 млрд рублей (+0,3 млрд рублей). За 13 лет ур
В России средняя зарплата к 2024 году превысит 63 тыс. рублей
19 апреля 2019
464
В России ожидается рост заработных плат. Среднее значение к 2024 году должно превысить 63 тыс. рублей. Сведения содержатся в прогнозе Минэкономразвития. В номинальном значении оклады россиян вырастут
Следуйте за нами